Самая трудная часть в процессе принятия решения — это не само решение, а понимание того, какое решение нужно принять.
©️ Питер Друкер
Если в предыдущей главе мы говорили по ограниченный набор вариантов или про диапазон решений между двумя крайними вариантами, то как быть с более сложными решениями? Например, когда нужно выбрать, квартиру, новую работу, при этом учесть множество факторов. Да и, как правило, идеального варианта не будет существовать, в каждом из рассматриваемых предложений о квартире, машине, работе будут свои плюсы и минусы.
С критериальным анализом я познакомился в 2011 на курсе маркетинга, когда учился по программе переподготовке в РАНХиГС. Это метод мне понравился тем, что позволял учесть не только набор факторов или критериев, но их вес в принятии общего решения. Что же такое критериальный анализ?
Критериальный анализ — это метод исследования и оценки различных альтернатив или вариантов действий на основе заранее определенных критериев. Основная цель критериального анализа заключается в том, чтобы помочь в принятии решения, выделив объективные и измеримые показатели, которые могут служить основой для сравнения.
Рассмотрим пример покупки личного автомобиля. Определимся с целью - нам нужен семейный автомобиль для 4-х членов семьи, большой багажник и полный привод должен тоже быть. А как ещё ездить на дачу? По статистике это самый распространённый сегмент новых автомобилей - компактные кроссоверы. Давай попробуем набросать критерии выбора без их упорядочивания: стоимость, престижность марки, расход, надёжность, динамика, стоимость обслуживания. Всего 6 основных. Составим из выбранных критериев таблицу, чтобы понять их вес в общем решении.
| Стоимость | Престижность марки | Расход | Надёжность | Динамика | Стоимость обслуживания | |
|---|---|---|---|---|---|---|
| Стоимость | 1 | |||||
| Престижность марки | 1 | |||||
| Расход | 1 | |||||
| Надёжность | 1 | |||||
| Динамика | 1 | |||||
| Стоимость обслуживания | 1 |
На пересечении строк и столбцов нам нужно сравнить попрано все критерии между собой, чтобы их упорядочить. По диагонали вы можете сразу проставить 1 при сравнении критерии самих с собой. Далее внутри каждой пары распределяем 2 очка. Например, если престижность марки важнее её стоимости, то ставим 1.5 и 0.5 соответственно в зеркальные относительно диагонали ячейки, чтобы в сумме получилось 2.
| Стоимость | Престижность марки | Расход | Надёжность | Динамика | Стоимость обслуживания | |
|---|---|---|---|---|---|---|
| Стоимость | 1 | 0.5 | ||||
| Престижность марки | 1.5 | 1 | ||||
| Расход | 1 | |||||
| Надёжность | 1 | |||||
| Динамика | 1 | |||||
| Стоимость обслуживания | 1 |
Пусть стоимость для нас важнее, чем расход. Производим аналогичное же действие.
| Стоимость | Престижность марки | Расход | Надёжность | Динамика | Стоимость обслуживания | |
|---|---|---|---|---|---|---|
| Стоимость | 1 | 0.5 | 1.5 | |||
| Престижность марки | 1.5 | 1 | ||||
| Расход | 0.5 | 1 | ||||
| Надёжность | 1 | |||||
| Динамика | 1 | |||||
| Стоимость обслуживания | 1 |
Таким образом заполняем всю таблицу и считаем сумму по столбцам или строкам. Как вам удобнее, но результат будет одинаковый.
| Стоимость | Престижность марки | Расход | Надёжность | Динамика | Стоимость обслуживания | |
|---|---|---|---|---|---|---|
| Стоимость | 1 | 0,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
| Престижность марки | 1,5 | 1 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
| Расход | 0,5 | 0,5 | 1 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
| Надёжность | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1 | 0,5 | 1,5 |
| Динамика | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Стоимость обслуживания | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1,5 |
| Итого | 4,5 | 3,5 | 5,5 | 6,5 | 6 | 8,5 |
Как вы видите, наши критерии распределились по важности для нас в следующем порядка начиная от самого важного: стоимость обслуживания, надёжность, динамика, расход, стоимость, престижность марки. Чтобы от абсолютных цифр перейти к %, нужно все значения строки нужно разделить на их сумму.
| Стоимость | Престижность марки | Расход | Надёжность | Динамика | Стоимость обслуживания | |
|---|---|---|---|---|---|---|
| Стоимость | 1 | 0,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
| Престижность марки | 1,5 | 1 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
| Расход | 0,5 | 0,5 | 1 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
| Надёжность | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1 | 0,5 | 1,5 |
| Динамика | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Стоимость обслуживания | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1,5 |
| Итого | 4,5 | 3,5 | 5,5 | 6,5 | 6 | 8,5 |
| Итого в % | 5,6% | 4,3% | 6,8% | 8,0% | 7,4% | 10,5% |
Далее выберем несколько моделей автомобилей, которые мы хоте ли бы прогнать через данные критерии. Веса в % копируем из предыдущей таблицы.
| Критерий | Вес | Модель 1 | Модель 2 | Модель 3 |
|---|---|---|---|---|
| Стоимость | 5,6% | |||
| Престижность марки | 4,3% | |||
| Расход | 6,8% | |||
| Надёжность | 8,0% | |||
| Динамика | 7,4% | |||
| Стоимость обслуживания | 10,5% |
Проставляем по каждому критерию значение для каждой из модели.
| Критерий | Вес | Модель 1 | Модель 2 | Модель 3 |
|---|---|---|---|---|
| Стоимость | 5,6% | 1 | 1,4 | 1,5 |
| Престижность марки | 4,3% | 1 | 2 | 3 |
| Расход | 6,8% | 0,8 | 1 | 1,5 |
| Надёжность | 8,0% | 3 | 2 | 2 |
| Динамика | 7,4% | 1 | 2 | 2 |
| Стоимость обслуживания | 10,5% | 2 | 3 | 3 |
Считаем сумму по каждому столбцу, умножая значение на вес. Если критерий имеет обратное значение, например, чем больше стоимость, тем хуже, то суммируем его со знаком минус. Хотя иногда и обратное верно - чем выше стоимость, тем лучше.
| Критерий | Вес | Модель 1 | Модель 2 | Модель 3 |
|---|---|---|---|---|
| Стоимость | 5,6% | 1 | 1,4 | 1,5 |
| Престижность марки | 4,3% | 1 | 2 | 3 |
| Расход | 6,8% | 0,8 | 1 | 1,5 |
| Надёжность | 8,0% | 3 | 2 | 2 |
| Динамика | 7,4% | 1 | 2 | 2 |
| Стоимость обслуживания | 10,5% | 2 | 3 | 3 |
| Итого | 0,26 | 0,86 | 0,94 |
Максимальный бал набрала Модель 3 в нашем примере. Рекомендую на это шаге ещё раз перепроверить всё расчёты, так как речь идёт о покупке в несколько месячных или годовых окладов. Критериальный анализ включает следующие этапы.
Определение целей и задач. Определяются основные цели анализа, например, что необходимо оптимизировать или оценить. Выбор критериев. Устанавливаются конкретные критерии, по которым будет производиться оценка. Они должны быть четко определены и соизмеримы, чтобы обеспечить объективность. Сравнение и взвешивание критериев. Критерии могут иметь разную значимость, и часто применяется метод взвешивания, чтобы учесть их относительную важность. Оценка вариантов. Различные альтернативы (варианты решения, продукты, стратегии) оцениваются по выбранным критериям. Принятие решения. На основе проведенного анализа выбирается наиболее подходящий вариант, который удовлетворяет критериям и целям в максимальной степени.
На первый взгляд может показаться довольно сложным, но если один раз его расписать в электронной таблице и автоматизировать расчёт, то он вам точно понравиться! Критериальный анализ часто используется в бизнесе, инженерии, планировании, экологической оценке и других областях, где необходимо обосновать выбор того или иного решения. Но вы можете использовать для бытовых целей, как я показывал выше. Я его использую для принятия решений, когда цена решения довольно высока, а его смена повлечёт дополнительные затраты - работа, автомобиль, недвижимость, высшее образование.